Дом Маргариты Черновой
Дом Маргариты Черновой в Ростове-на-Дону - объект культурного наследия регионального значения на Большой Садовой улице (дом 27/47). Особняк был построен в 1899 году по проекту архитектора Н. А. Дорошенко, он принадлежал М. Н. Черновой.
Во всем Ростове знали красавицу-актрису Чернову. Многие почитали ее талант, однако привлекала она и своим женским началом. Степенная, мудрая, с легкостью поддерживала беседы, никогда не взрывалась, не кичилась. Однако к себе требовала уважения и вольностей не допускала. С надеждой и восхищением посматривали на нее знатные мужчины, тянувшиеся к ее обаянию, словно к магниту. Больше других воспылал чувствами к знатной даме Елпидифор Парамонов. Он тоже был не так прост: богатый купец, представительный джентльмен, судовладелец. В светских кругах о нем ходили разные слухи. Одни утверждали, что старый купец был распутником, другие доказывали, что его казацкое происхождение и религиозность сделали его благочестивым, трудолюбивым.
После смерти жены стал приглядываться Елпидифор Парамонов к красавице Маргарите. Влюбился без ума. В 55 лет почувствовал себя мальчишкой. Встречал обворожительницу букетами цветов, преподносил роскошные подарки. Желая окончательно доказать большую любовь, решил выстроить для нее шикарный особняк. Мудрая актриса, отличавшаяся расчетливым нравом, не смогла отказаться от заманчивого предложения.
Место для строительства роскошного особняка выбиралось купцом не случайно. Он не желал, чтобы его походы к актрисе стали достоянием гласности, поэтому решил возводить строение на окраине. В то время на месте нынешней Большой Садовой росли пышные сады, давшие улице впоследствии название.
Автором многочисленных построек в Ростове был архитектор Николай Дорошенко. Ему Парамонов решил поручить проект дома для возлюбленной. Маргарита сама утверждала все чертежи, вносила в них коррективы. Это по ее настоянию было добавлено в отделку множество роскошных элементов. Закончено строительство особняка было в 1899 году.
Двухэтажный особняк отличался особым величием. Купец сразу запросил архитектора возвести в Ростове нечто особое, что стало бы украшением всего города. Однако думал он, требуя такого исполнения, прежде всего о собственных интересах.
Вход в дом расположен с угла Садовой. Рядом с парадной дверью оформлены ложные окна. Выглядят внушительно и правдоподобно: изумительно смотрятся наличники, украшенные декоративными элементами. Привлекает внимание бельведер, увенчанный куполом. Так же красив балкон, дополненный балюстрадой. По всему фасаду расположены роскошные украшения: растительные орнаменты, кариатиды, морские раковины, гирлянды, утопающие в нишах вазы.
Внутреннее пространство дома во многом напоминало театр. Первый этаж использовался для служебных помещений, сдавался в аренду. На втором – велись приемы, жила хозяйка. Стены, потолочные перекрытия по требованию Маргариты Никитичны были украшены лепниной. Изяществом отличались залы, оформленные для проведения концертов, театрализованных представлений. Однажды в Доме Черновой по приглашению мецената Парамонова побывал великий Шаляпин.
Не только в самом доме, но и под ним разворачивались страстные события. Знающие люди утверждают, что под особняком расположен огромный подвал на несколько ярусов. Оттуда построен поземный ход, выводящий к реке Темерник. Этим тоннелем не однажды пользовался купец Парамонов.
Рядом с Домом Черновой жил известный коллекционер Новосильцев. Много лет собирал он картины, имевшие мировую ценность. Когда установилась Советская власть, меценат решил спрятать картины в соседском подземелье. В 1919 году к нему с обыском нагрянули воины Красной Армии. У них имелось предписание забрать все произведения искусства для дальнейшего использования в музеях. Однако каково было немое изумление красноармейцев: ни одного полотна в доме не оказалось. Говорят, что картины эти и теперь находятся под землей.
После революции перемены начались повсеместно. Не минула печальная судьба и Дом Маргариты Черновой. Его захватили в 1918 году, национализировали. В роскошных комнатах сначала поселилась « Театральная мастерская». Заведение сразу стало известным. Изначально его возглавил Юрий Завадский, затем Евгений Шварц. Позже руководящая должность перешла молодому, но прыткому Павлу Вейсбрему. Явился новоиспеченный актер в старинный Ростов из Сорбонны, поэтому местные окрестили его «парижским мальчиком». Однажды после посещения дома самим Гумилевым, пьесы которого здесь шли, актерская мастерская перебирается в Петербург. На этом связь особняка с театром заканчивается.
Позже в Доме Черновой располагаются другие организации. Многое видели стены особняка, где когда-то собирался ростовский бомонд: детская коммуна №5, архив для хранения партийных документов, аптека №2, школа Донпрофобра, обучающая кройке и шитью, коммунальные квартиры.
1986 год стал самым трагическим в жизни строения. Из-за отсутствия ремонта вышла из строя труба, подающая горячую воду. Кипяток затопил помещения. Ремонтировать исторический особняк местные власти не хотели. Предлагалось снести строение. Однако ростовчане отстояли достопримечательность, вокруг которой витает столько легенд. Принялось решение – снести разрушившиеся стены и восстановить здание по сохранившимся чертежам.
Прошло время. Строение практически восстановлено. Оно не совсем то, что было ранее, но его яркий облик украшает город, радует его жителей. Теперь в Доме Черновой находится филиал Банка Москвы. Есть надежда, что в здании со временем откроют музей, который будет рассказывать многочисленные тайны посетителям.